вторник, 22 июля 2008 г.

Записки ИТ-шника

Кто такие "ИТ-шники" (айтишник)?
Изначально, под IT-specialist (англ.) подразумевались люди, которые умеют организовывать, выстраивать и управлять структурой информационных технологий в каком-то выделенном объеме (объеме знаний и объеме пространства - корпорация, фирма, отдел). Под Информационными Технологиями (ИТ) подразумевалось все компьютерное. Поэтому в России синонимом слову "айтишник" часто является слово "компьютерщик", он же "программист" (устаревш.) - но об этом ниже.

* Забавное наблюдение 1: поиск в Wikipedia по слову IT-specialist упорно выдает "Злокачественные новообразования яичников"... ну в какой-то мере ИТ-шников можно назвать и злокачественными и ново-образованными, но, пардон, как правило с яйцами, и пока довольно редко с яичниками.


На данный момент существует две полярные точки зрения и куча понятий/уточнений этого слова.
1. Точка зрения внешняя: "есть такая профессия - у нас все должно работать".
Как правило, сейчас айтишниками называют вообще всех специалистов в области компьютерных и информационных технологий: от эникейщиков до элитных программистов финансового учета. Сюда входят специалисты по поддержке (саппорт), сисадмины, сетевые архитекторы, прикладные программисты, более узкие специалисты в области баз данных и тп. Всего думаю сейчас насчитывается около 100 специализаций.
2. Точка зрения внутренняя: "дядя, вы солдат?"- спросила девочка обращаясь к кадровому офицеру. Я думаю многих профессионалов (даже если они привыкли) внутренне коробят такие общие ярлыки - по той же самой причине: человеку который отдал 5-10-15-20...лет жизни на углубленное изучение какой-то специальности всегда обидны обобщения. Это психология. А с другой стороны, офицер – это в какой-то мере солдат. Любой токарь высшего разряда – носит гордое советское имя – рабочий. Так и всех «компьютерщиков» - обзывают айтишниками.

Теперь внесем ряд уточнений.
В крупных организациях уже довольно распространено четкое деление на ИТ-специалистов и ИТ-менеджеров. Первые занимаются как правило своим конкретным делом, вторые – руководят. Причем, оговорюсь сразу, в условиях общего бардачного подхода менеджеры (организаторы и координаторы) – которые зачастую являются веще и узкими специалистами в паре-тройке областей – являются тем важнейшим звеном между КАК НАДО и КАК ПОЛУЧАЕТСЯ.

** Наблюдение 2: бардак - это увы не есть прерогатива только российских компаний – более того моя личная практика и практика коллег показывает, что в большинстве российских компаний как раз с порядком в ИТ обстоит дело гораздо лучше, нежели в иностранных.

Как правило, ИТ-менеджер – более престижная и, соответственно, более высоко оплачиваемая должность. Хороший ИТ-менеджер способен в кратчайшее время решить любую проблему связанную с ИТ своими или сторонними средствами. Он – то самое существо которое не думает – ибо просто уже знает КАК. В самом крайнем случае он знает КАК узнать ЧТО делать :)
С другой стороны, я знаю немало примеров когда узкозаточенный спец может иметь доход гораздо больше менеджеров - как варианты: «цискари» (специалисты в настройке сетевого оборудования Cisco) или архитектор баз данных, или в России популярен тот же «один-эсник» (прикладной специалист по программе бух.учета 1С)
В России существует довольно широкораспространенное заблуждение - у нас "менеджерами" называют всех сотрудников ниже руководителей (менеджер отдела клининга - суть уборщица, менеджер отдела продаж - продавец, и тп). Это очень серьезное заблуждение, опасное как для работодателя, так и для самих сотрудников. Я знаю много людей, которые гордо именуются ИТ-менеджерами, по сути являясь "специалистами" в области пользования WinXP и интернет-чатов, не имеющими ни малейшего понятия об менеджменте как таковом и управлении/принципами организации вообще.
Резюмируя то что я хотел сказать в этой заметке: прежде чем обратиться за помощью к «айтишнику», а тем паче взять его на работу – выясните более внятно для себя кто он такой в своей области и как себя позиционирует.

Комментариев нет: